Археологи впервые сделали это мрачное открытие в 2022 году и изучают останки, чтобы понять, кем была эта женщина и почему ее и, возможно, других людей, похороненных на том же поле около 400 лет назад, боялись, как вампиров или демонов, отмечает CNN.
Теперь, используя контуры черепа, а также информацию, содержащуюся в образце ДНК, извлеченном из скелета, исследователи воссоздали, как могло выглядеть ее лицо. Поразительная 3D-реконструкция Зоси, как прозвали ее местные жители, проливает свет на женщину, найденную в ужасной могиле.
Археолог Дариуш Полиньский, возглавлявший команду, которая раскопала останки Зоси, рассказывает, что это был “умопомрачительный” момент, когда он впервые увидел реконструкцию, выполненную шведским художником-криминалистом Оскаром Нильссоном.
“Он вложил в это столько чувств, столько эмоций, — говорит Полиньский, профессор средневековой истории в Университете Николая Коперника в Торуни, Польша. — Это была не маска”.
О том, как исследовательская группа пыталась установить личность Зоси, рассказывается в новом документальном фильме “Поле вампиров”, который был снят компанией Caravan Media и вышел в эфир 30 октября в качестве эпизода сериала “Тайны мертвых”.
Для Нильссона, который кропотливо восстановил лицо Зоси, используя глину, нанесенную на 3D-печатную модель ее черепа, было очень волнительно увидеть молодую женщину такой, какой она, вероятно, выглядела при жизни.
“Я привык реконструировать лица, но в данном случае я также с нетерпением жду возможности вернуть ей немного человеческого достоинства, — сказал он в документальном фильме. — Она заслуживала чего-то лучшего".
По словам Дариуша Полиньского, в возрасте от 18 до 20 лет, когда она умерла, у Зоси, вероятно, было состояние здоровья, которое, возможно, делало ее склонной к сильным хроническим головным болям и обморокам, согласно анализу позвоночника.
Кроме того, грудина могла быть деформирована, что, возможно, привело к росту видимой опухоли грудной клетки, которая могла вызывать боль. Однако причиной ее смерти было не это заболевание, которое остается неизвестным, и в настоящее время проводятся подробные медицинские анализы.
Найденные в ее могиле хрупкая шелковая ткань и металлические нити из серебра и золота, которые, как полагают, использовались для отделки изящного головного убора или шляпки, свидетельствуют о том, что она происходила из богатой или высокостатусной семьи.
Информация, полученная из ДНК и химических изотопов в ее останках, указывает на то, что она, возможно, была родом из южной Скандинавии, возможно, из Швеции. В течение 17 века Польша и Швеция вели ряд войн, поэтому Зося могла быть чужаком в своем сообществе, отмечает CNN. Европа в 17 веке также находилась во власти так называемого Малого ледникового периода — периода похолодания, который в некоторых местах привел к неурожаю и голоду.
По словам Полиньского, висячий замок и серп были сделаны из железа, которое, как считалось, обеспечивало защиту от сверхъестественного, но, по его словам, эти предметы не были прикреплены к телу одновременно.
“Первоначально она была похоронена в гробу в естественном положении, головой на запад, на подушке, с висячим замком на пальце ноги”, — сказал ученый.
Однако, по его словам, оказалось, что защитной силы висячего замка было недостаточно для тех, кто боялся ожившего трупа Зоси. “Возможно, из-за какого-то несчастья или чьей-то смерти они решили вскрыть могилу”, — предположил Полиньский.
При этом тот, кто потревожил ее останки, сломал или вывихнул позвоночник. Именно в этот момент, как подозревал Полиньский, они отказались от попыток перевернуть тело или извлечь его из могилы. Вместо этого серп был закреплен на ее горле, чтобы помешать трупу восстать из мертвых.
По словам Полиньского, вскрытие могил таким способом было относительно распространенным явлением в 17 веке в регионе, поскольку люди часто приписывали несчастья сверхъестественной активности умерших. Могилы призраков, как их называют, встречаются по всей Европе и датируются несколькими разными периодами времени.
“Мертвых обвиняли в различных происшествиях. Считалось, что умерший человек был своего рода причиной какой-то болезни или смерти”, — сказал он.
Во всех культурах существует вера в то, что мертвые могут вернуться и беспокоить живых, сказал Мартин Рэди, почетный профессор центрально-европейской истории имени Масарика в Университетском колледже Лондона.
“Как правило, ”немертвые" — это люди, которые вели жестокий образ жизни, умерли насильственной смертью или не были похоронены с соблюдением надлежащих похоронных обрядов", — сказал он.
“Во всех обществах есть ревенанты, и они будут использовать ряд стратегий, чтобы помешать им передвигаться после смерти: серп — это одно, кол — другое, накручивание колючих веток на шею — еще одно”, — добавил ученый.
Профессор Рэди сказал, что Зося относится к категории ревенантов, но технически не является вампиром, который, по его словам, был впервые описан в 1720-х годах официальными лицами Габсбургской монархии.
“Им было совершенно ясно, что в популярной местной легенде вампир обладает тремя характеристиками: он является призраком, питается живыми и заразителен. Австрийское определение сформировало литературную легенду о вампирах”.
Археологи впервые раскопали это место в Пьене близ Домброва-Хелминска на севере Польши в 2005 году, и Полиньский сказал, что в 17 веке это сельское поле использовалось в качестве кладбища примерно четырьмя поколениями.
Никаких письменных упоминаний об этом месте не существует, и оно не обозначено ни на одной карте. Геофизические исследования показывают, что на этом месте находится гораздо больше могил, чем десятки уже раскопанных, сказал Полиньский.
Через год после обнаружения могилы Зоси та же команда обнаружила останки ребенка, похороненного необычным образом. Скелет лежал лицом вниз, верхняя часть туловища отсутствовала, а под ногами был обнаружен висячий замок, похожий на тот, что был найден на теле Зоси. В другом месте захоронения был обнаружен скелет беременной женщины с останками плода, все еще находящегося в ее утробе.
Команда Полиньского повторно изучает ранее раскопанные могилы на предмет “антивампирических” практик и надеется понять, как похороненные там люди связаны друг с другом, изучая образцы ДНК. Полиньский пообещал, что результаты будут опубликованы в научном журнале в следующем году.