Французская актриса Марина Влади. IV Московский международный кинофестиваль. Фото И. Кошелькова. 1965 год. Музей Москвы
Игорь Кошельков сотрудничал с «Фотохроникой ТАСС», с «Правдой», с «Вечерней Москвой» и другими СМИ, но так сложилась судьба, что со временем его имя было забыто. В конце 90-х годов он перестал заниматься фотографией, а в 2017 году его не стало. А в 2023 году его дочь, Екатерина Кошелькова, передала огромный архив отца, насчитывающий почти 2300 негативов прекрасного качества, с минимумом дублей, в Музей Москвы.
В нескольких залах выставки каждый найдет то, что близко. Кто-то будет любоваться Мариной Влади, Симоной Синьоре, Софи Лорен и другими гостями Московского кинофестиваля в 1960-е, кто-то попробует телепатически угадать, о чем задумались Дмитрий Шостакович, Тихон Хренников и Сергей Коненков, а кто-то заново откроет для себя Москву.
У каждой работы хочется остановиться и задуматься или пофантазировать. Вот юная красотка со стрелками на глазах у Останкинской башни (фото так и называется «Останкинская башня») — случайная прохожая или модель? Она прогуливалась в этом районе или, может, работала на телевидении? А вот влюбленная пара на фоне набережной («Утро на набережной») — кадр, скорее всего, случайный, но удачный. Наконец, «Вид из Кремля на высотное здание на Котельнической набережной» — вот уж точно, когда фотограф просто проходил мимо и подхватил момент, который больше никогда не повторится: девушка показывает на что-то кавалеру. Может, на красивую птицу, пролетевшую мимо? Может, на теплоход, идущий по Москве реке? Красуется сталинская высотка, а обрамляет кадр изящная цветущая ветка. Весна.
Узнаваемая, но совсем другая Москва. Та же Красная площадь, та же брусчатка, но за Василием Блаженным крепко вросшая в московскую землю гостиница «Россия». Хорошо знакомый современным горожанам Александровский сад, но без Могилы Неизвестного Солдата. Местами город законсервировался: кадр из парка Горького, где люди кормят лебедей, вполне современный, разве что мода в одежде немного поменялась. Местами столица только принимает свой современный облик, как, например, на кадре, где строится «Детский мир» на Лубянке. Или кадры — столкновения эпох, где на фоне сталинского ампира проезжает грузовик, который везет плиты для будущих хрущевок (от которых сегодня город очищается). Все фотографии черно-белые. Цвет им не нужен — любуемся геометрией кадра, композицией, сюжетами и Москвой, когда в ней еще не было такого количества машин и столь плотной застройки.
Невозможно не погрузиться в атмосферу бурлящей культурной жизни Москвы, покрутиться среди сливок оттепельного общества, подмигнуть красавцу Жану Маре, который прогуливается по Красной, попросить автограф у Софи Лорен и Марины Влади, кивнуть Сергею Бондарчуку, заглянуть в мастерскую Коненкова, послушать конкурс Чайковского… Выйти из тусовки и попасть уже в осеннюю прекрасную в своей дождливости Москву и укрыться от ливня в усатом троллейбусе, похожем на буханку хлеба. И уехать на нем в современную Москву. Вместе с нами в «троллейбусе времени», который навсегда застыл на кадрах Игоря Кошелькова, по выставке путешествовала и его дочь Екатерина.