Восемь стран Евросоюза обратились в Еврокомиссию с предложением повысить пошлины на российские товары, «чтобы поддержать Украину». Напомним: летом ЕС уже ввел «запретительные пошлины» на зерно из России.
Если быть точным, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Эстония, Латвия, Литва и Польша направили письмо в ЕК с предложениями повысить импортные пошлины на товары из России. Об этом проинформировало шведское правительство.
Для начала разберемся, какие российские товары потребляет Европа.
«В основном это традиционные товары, такие как энергоносители, удобрения. Спрос на них сохраняется, потому что их сложно заместить. Россия является одним из крупнейших поставщиков этих товаров, особенно удобрений, которые более, чем востребованы», — заявил директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев. Эксперт также считает, что ситуация с импортом российских товаров странами Евросоюза может быть непредсказуемой.
Тут стоит заметить, что повышение пошлин на российские товары в связи со специальной военной операцией на Украине началось в 2022 году. В частности, США и Канада повысили их до 35%. Россия также прибегает к ответным мерам: этим летом она ввела 35-процентные пошлины на некоторые сладости из недружественных стран. Сильнее всего — до 35% — выросли пошлины на сладости в виде резинки и желе, леденцовую карамель, тоффи и сухое печенье. Такие же пошлины ввели на свинцовые аккумуляторы.
А еще с 1 июля ЕС ввел «запретительные пошлины» на импорт зерна из России и Белоруссии. Там объяснили необходимость этих мер предотвращением «дестабилизации европейского рынка». Размер пошлин составит €95 за тонну.
Что ждет рядовых потребителей в Европе после повышения пошлин на российские товары и как это в целом отразится на европейском рынке? С таким вопросом мы обратились к замдекана мировой экономики и политики ВШЭ Андрею Суздальцеву.
— Повышение пошлин — это еще хуже санкций. Это попытка «убить двух зайцев»: с одной стороны, сократить товарооборот Европы с Россией, с другой — сделать товары из России дороже в надежде, что потребитель от них откажется и их заменят товары из других стран. И это в чистом виде политика.
ЕС надо создать легитимный канал поддержки киевского режима. Схема проста: европейский потребитель тратит больше денег на российские товары — дополнительные деньги уходят на Украину. Это называется «торговая война».
«СП»: А какие товары мы в основном поставляем в страны ЕС?
— Это прежде всего российские удобрения, металл, прежде всего алюминий, сжиженный российский газ. Вообще много чего, начиная от зерна и заканчивая шоколадом. К чему приведет увеличение пошлин, догадаться нетрудно. В Европе перестанут покупать российские товары, в итоге Киев получит меньше денег. То есть со стороны ЕС — это выстрел в ногу. Акция странная и экономически мало продуманная, — резюмировал эксперт.
Тем не менее, в ЕС стоят на своем. Самый главный вопрос в этой истории, пожалуй, связан с российским сжиженным газом. Какова перспектива торговли ЕС и России в новых условиях, предложенных Евросоюзом в рамках повышения пошлин? С таким вопросом мы обратились к кандидату экономических наук, аналитику Николаю Кульбаке.
— Мы поставляем в страны ЕС 70−89% сырья. В основном это энергоносители, но не только. Если будут подняты пошлины на российский сжиженный газ — Европа с большой долей вероятности откажется от него в пользу поставок из других стран. И остальные российские товары также вытеснит продукция из других стран.
«СП»: Сжиженный газ, металлы, алюминий, удобрения — это все серьезно. А так ли уж важны остальные товары, которые мы поставляли в Европу, чтобы сильно горевать о потере европейского рынка?
— Мы поставляли с страны ЕС также мебель, пищевые товары, IT-технологии, промышленную продукцию. Вся прибыль от повышенных пошлин пойдет Украине. Как среагирует на все это рынок, пока сказать сложно. Но с большой долей вероятности могу предположить, что российские товары будут меньше покупать.
Их начнут замещать, начнутся отказы от контрактов, придут поставщики из других стран, — считает экономист.
Одновременно стало известно, что страны ЕС пойдут на компромисс по продлению беспошлинной торговли при ряде ограничений. Чтобы поддержать Украину и одновременно защитить европейские рынки, в документ включат возможность экстренного прекращения его действия, если поток сельскохозяйственных товаров станет чрезмерным и будет угрожать стабильности сообщества.
Например, новое соглашение подразумевает возможность досрочного введения тарифов в отношении кур, яиц, сахара, овса, кукурузы, всех видов крупы и меда, если объем их импорта в страны ЕС превысит средний показатель за второе полугодие 2021 года.
Вообще ни один из экономистов, с которыми я беседовала по проблеме повышения пошлин на российские товары, не смог назвать эту меру ЕС адекватной и продуманной.
«Начнем с удобрений. Если страна ЕС своих удобрений не производит, то проиграет нашим в конкуренции. Им либо придется покупать нашу — дорогую продукцию, либо дешевую, но худшего качества. Вообще, европейские удобрения намного дороже российских. Это значит, за все заплатит потребитель.
Что касается нашего сжиженного природного газа, то искать более дешевого поставщика в ноябре, когда уже холодно, — это безумная идея. Что касается поставки в Европу российского металла — мы его можем и не поставлять, у нас есть и другие, не менее выгодные рынки сбыта. Так что проиграют в конечном счете и потребители ЕС, да и сам ЕС.
А заодно и Украина, потому что потребители перейдут на дешевую продукцию, не обложенную пошлинами. Так что это полный экономический просчет, с моей точки зрения", — считает доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Андрей Сафонов.
Товарооборот России и Евросоюза с января по май снизился на 33% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Об этом сообщили в пресс-службе постоянного представительства РФ при ЕС. При этом профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский отметил, что торговля России и Европейского союза совсем обнулиться не может.
А это значит, что если в Европе еще остались здравомыслящие экономисты, они вмешаются и по крайней мере объяснят политикам всю неэффективность предпринятых ими мер. А не дойдет — опять страдать Европе. Не впервой.