В России растут цены на сливочное масло, появился непривычный импорт, в то же время встречается и дефицит отдельных марок. «СП» попыталась разобраться, что происходит на примере регионов Уральского Федерального Округа.
Зачем нужен импорт?
Глава Минсельхоза России Оксана Лут в интервью «Ведомостям» сообщила про рост импорта сливочного масла на 20%, что это «ситуация понятная».
Молочными товарами Россия себя обеспечивает сама. Но министр напомнила, что весной многие регионы страны пострадали от заморозков, летом — от засухи, а в период уборки урожая — от сильных дождей. Урожай вышел хуже ожидаемого. Но включаются страховые механизмы, есть поддержка из резервного фонда правительства.
И все же власти расширили импорт сливочного масла из дружественных стран. Это Индия, Иран, Турция. Пробная партия в 20 тонн турецкого масла уже в России, сообщил Россельхознадзор. 80 тонн сливочного масла привезли из Арабских Эмиратов.
Но пока цены сдержать не удалось. В России продается турецкая марка масла Pınar, и она относится к сегменту выше среднего. 200 граммов масла этой марки в России стоит 579 рублей, что вдвое дороже цены этого же масла в Турции (в пересчете на рубли).
Цена за пачку сливочного масла жирности 82,5% в российских магазинах стабильно превышает 200 рублей. В чем в очередной раз убедился корреспондент «СП», посмотрев цены в крупной торговой сети в пригороде Челябинска в начале ноября. Импортное масло стоит еще дороже.
В той же Турции широкий ассортимент сливочного масла. Его часто продают сами производители — крестьяне. Как на еженедельных районных базарах, так и на ярмарках сельхозпродукции.
Телеграм-канал Mash информирует: Россельхознадзор согласовал поставки двух крупнейших производителей. Это индийская компания Alpha Milk Foods Pvt. Ltd и иранская Fajr Shahrood Dairy Products. Эти фирмы привезут сливочное масло в Россию в эксклюзивном порядке. Масло будет в жестяных банках. С таким российский потребитель еще не сталкивался.
Тем временем в Тюмени уже несколько недель нет в продаже масла марки «Простоквашино». Причина непонятна.
«Коровы в шоке»
Летом 2024 года на Урале был сильный паводок. Селяне прогнозировали, что будут проблемы с кормом для скота. Соответственно это скажется и на конечной продукции.
Тем не менее, депутат Госдумы Станислав Наумов в беседе с корреспондентом «СП» высказался глобально и в целом оптимистично:
«Глобально рекордные цены на молоко и молочную продукцию. Масло — международный биржевой товар, спрос очень большой. Мы вместе с Белоруссией обеспечиваем себя полностью молочной продукцией. Дефицита не будет. Инфляция и мировые цены (мы экспортеры) не могут не влиять».
Петр Дятчин, эксперт комитета по промышленности челябинского отделения «Опоры России», в беседе с корреспондентом «СП» выделил несколько причин нынешней ситуации в России на рынке сливочного масла:
— Производители сливочного масла Челябинской области по объемам производства и реализации не оказывают существенного влияния на рынок. Можно сказать, что за много лет объемы производства молока и молочных продуктов у нас существенно не выросли. Тому есть свои причины и властями региона сейчас ведется значительная работа, которая приведет к улучшению картины.
А что в целом касается российского рынка сливочного масла, то здесь действует многофакторность. Это похоже на прежние ситуации, когда резко росли цены на рынке сахара, гречки, яиц. Реально сейчас население в последние пару недель и в текущем моменте делает закупки масла, превышающие его потребление в пищу.
«СП»: Это главная причина роста цена?
— Причинами роста цен может оказаться игра или сдерживающие действия на рынке со стороны ряда крупных операторов. Есть системы, по которым прослеживается весь путь, от сырья — до готовой продукции, также в них имеется информация о объемах и движении запасов.
Предыдущая история показывает, что при нашей сильной государственности проведение проверки и комплекса мероприятий антимонопольной службы самостоятельно или в связке с другими структурами позволит объективно разобраться в том, «что произошло» и добавит стабильности в дальнейшем.
Также полагаю, что имеет место и ужесточение госконтроля, борьба с поддельной продукцией, с продукцией более низкого качества, которая производится с использованием растительных жиров. Качественная продукция по ГОСТ, конечно, стоит дороже.
Еще сейчас сыграл свою роль повышенный спрос и переключение на привычный набор продуктов питания с учетом роста доходов большей части населения.
«СП»: Это все факторы?
— Нет. Надо учитывать еще и сезонный фактор — с началом зимы снижаются удои у коров. Можно сказать, коровы в шоке от того, что резко изменился климат и выпал снег. Хотя сами находятся под крышей, но такие вещи хорошо чувствуют. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов условно конкурирующие продукты. Прежде всего сыры, для производства которых нужны большие объемы молока.
Сыров в стране выпускают все больше, между производителями идет заметная конкурентная борьба.
«СП»: Импорт поможет цены сбить?
— Что касается импортных поставок из разных стран, то надо понимать, что происходит замещение поставок из стран-лидеров по производству масла. При этом по новым импортерам пока не уверен, что именно они помогут стабилизировать цены на сливочное масло в нашей стране.
Поставки из некоторых обозначенных стран все-таки незначительны по объемам, отличаются по видам упаковки и органолептике. И, как показывает история, не всегда стабильны и экономически обоснованы.
Однако надеюсь, власть, бизнес и рынок и в этот раз смогут, используя желание, волю и разумное взаимодействие, проведя комплекс мер, сдержать рост цен и выйти на нужную стабильность и на рынке сливочного масла.
«Белорусско-санкционный» след
Руководитель фирмы, которая занимается оптовыми поставками молочных продуктов на Урале с нескольких молокозаводов, комментируя ситуацию, пожелал остаться неизвестным. И объяснил, почему:
«Я же не производитель и не имею морального права это комментировать. Так как цены выросли непосредственно на производстве, внутри производственного цикла. Но я общался с директорами, причины знаю.
Масло — биржевой товар. Цены на него растут. А у России, по крайней мере, восточной части страны, ситуация особенная в силу того, что 80% поставок обеспечивает Белоруссия.
Вплоть до того, что на отдельных молокозаводах берут белорусское масло и заворачивают в свою упаковку. Но монополист решил диктовать цены. И примерно с июля цены начали расти. На сливочное масло цены оптовые цены выросли на 22−25%. Но, помимо этого, выросли оптовые цены еще и на сливки 33% — еще выше, процентов на 30.
В России, включая Урал, мало своего молока, потому что мало своих коров. В прошлом году крупный западный производитель уходил из России, продавал свои заводы. И у селян были проблемы со сбытом. Молоко рухнуло в цене до 15 рублей за литр против обычных 20−25 рублей. Соответственно часть скота пришлось резать, раз такое падение доходов у крестьян.
В этом году события на рынке — следствие прошлогодней ситуации. Просто неоткуда взяться большому количеству местного молока. Между тем потребление росло. Но думаю, уже с декабря потребление начнет снижаться. Потому что такие цены, как сейчас, потребитель не готов платить. Ни за сливки, ни за масло. Так что и рост цен остановится тоже".
У директора завода «Талицкое молоко» Юрия Окунева свое мнение:
«У нас в Талицком районе (Свердловская область) падение составило 10% к прошлому году. С чем это связано, до конца не понимают даже сами фермеры. Вероятно, 2024-й — первый год, когда они пользуются отечественной вакциной. Первый год, когда используются наши пищевые добавки. Плюс корма, может быть, как-то по-другому заготовлены… Нет такого, что молоко в России стоит дороже или дешевле, чем мировое. Потому что если оно будет стоить дешевле, все начнут делать масло, сухое молоко и вывозить отсюда на мировой рынок. Если оно будет стоить дороже, будет обратная тенденция. Все будут завозить масло, сухое молоко, и, опять же, цены выровняются…
Масло — это концентрированная форма молока. Чтобы сделать 1 килограмм 82-го масла (жирностью 82,5%.), нужно 27 килограммов молока… Я бы предположил, что со временем 100 рублей на полке за литровый пакет молока— это будет нормальная привычная цена".
Представители молокозаводов прогнозируют, что до Нового года молоко еще подорожает. Значит, вырастет и цена пачки сливочного масла. Возможно, до 300 рублей будет стоить пачка масла 180 граммов.
У кого растут доходы?
Пожелавший не называть свою фамилию южноуральский фермер прокомментировал для «СП» ситуацию со сливочным маслом так: «Коров-то мало осталось. Особенно у частников. Крупная компания в бывшем совхозе Уйского района коров вырезала всех.
В одном из сел Пластовского района местный фермер, знаю, тоже вырезал коров. Только быков-герефордов теперь держит. Мы сами покупаем масло в Пласте. 1,5−2 месяца назад это масло, привезенное из Удмуртии, было по 500 рублей, сейчас продается уже по 800 рублей за кило. В Челябинской области коров мало. Откуда у нас может быть свое сливочное масло?".
Интересно комментируют в Челябинской области и утверждение министра Лут о том, что «на фоне роста доходов населения значительно вырос спрос».
Цены на масло и другие продукты жители Челябинской области сравнивают не только с доходами селян, но и, например, с зарплатами в полиции, на автозаводе «Урал» (Миасс), а также у водителей в сфере грузоперевозок. «Ничего нигде не выросло», — утверждают по поводу зарплат собеседники «СП».
Кстати, Оксана Лут за 2021 год, когда еще действовало обязательство для чиновников публиковать декларации о доходах, отчиталась о доходе более 20 млн руб. Тогда она была первым заместителем министра. Видимо, ей трудно понять, как живет большинство населения. Даже если поверить, что средняя зарплата в России 85 тысяч рублей.
Именно сейчас в России входит в моду новый вид воровства — когда грабители уносят из магазинов сливочное масло. Очередное ЧП зафиксировано в Екатеринбурге. Воры были в масках. Разбив ночью стеклянную дверь, они украли 20 килограммов сливочного масла.
К Новому году, если их еще не поймают, вполне могут перепродать похищенное втридорога.