--
Главная / КУЛЬТУРА / Краткая история СССР: «Геликон-опера» представила спектакль к юбилею

Краткая история СССР: «Геликон-опера» представила спектакль к юбилею

Мороженое в фойе театра. Фото: соцсети театра

Представление начинается еще задолго до того, как заходишь в зал. В ностальгическое путешествие в прошлое отправляют уже в гардеробе, возле которого стоит паренек в спортивных синтетических штанцах и продает, а точнее, «толкает», все, что только можно: книги, пластинки, рядом с ним голос Виктора Цоя вещает, что «после красно-желтых дней начнется и кончится зима»…

В театральном фойе возле телефонной будки подросток забыл старенький велосипед, а рядом стоит звонкоголосая продавщица: «Мороженое! Эскимо шоколадное, на палочке, девушка! Мороженое берем! Мороженое! Пломбир!». Хватаем эскимо и отправляемся в выставочное пространство на второй этаж, где на лестнице гостей приветствуют октябрята и пионеры (кстати, стюарды, которые обычно в черных костюмах, рубашках с оранжевой бабочкой, на этот раз тоже сменили наряды — черные брюки, белая рубашка и красная повязка с надписью «дежурный» на руке). Ребята весело приветствуют всех: «Здравствуйте! Проходите к нам на выставку! Не хотите ли заглянуть в нашу коммунальную квартиру?» Кто-то удивляется и изумленно спрашивает: «Что-о-о? Пионэ-э-ры?». А кто-то вступает в диалог с ребятами:

— Здравствуйте! Добро пожаловать! Как ваши дела?

— Прекрасно! Спасибо! А у вас как? Уроки сделали? — шутливо отвечает гостья.

— А пионерский салют отдавать умеете? — подхватывает ее кавалер.

Умеют! Еще как!

Внимательно рассматриваем плакаты на выставке и заглядываем в коммунальную квартирку 1940–1950-х годов. А там… жизнь! Красавица мама, советская женщина, элегантная и ухоженная, собирает мужа на работу, а сына в школу. У них прием вкусной и здоровой пищи, обсуждение планов на день, чтение утренней газеты… Так что, едва сдав вещи в гардероб и получив свой номерок, нажимается кнопка «Пуск» на машине времени. Обратно в 2024 год можно вернуться только посредством спектакля, который и проведет зрителей по истории Дома со львами. А все началось с огня!

Номер, посвященный первому полету в космос. Фото: соцсети театра

В 1812 году после пожара в Москве на Тверской улице уцелело лишь несколько домов, среди которых дом №21. В 1831 году там размещался первый в России джентльменский клуб, который мы знаем как Английский. По данному адресу размещался его московский «филиал». И перед нами на сцене — Жуковский, Крылов и Пушкин, которого попросили прочитать «Евгения Онегина». Но клубу суждено было размещаться тут лишь до 1917 года, а дальше — известно что: революция. Какие уж тут джентльменские клубы?

Спустя время, к пятилетию революции, здесь организовали выставку «Красная Москва», а два года спустя в здании был учрежден Государственный музей революции СССР. Его первым директором стал профессор Московского университета Сергей Мицкевич. И об этом тоже рассказывают в постановке.

На сцене — сотрудники музея и экскурсовод. Они и соединяют между собой пестрые вехи советской истории, которую подробно рассказывают уже в самом музее. А на сцене атмосферу эпох воссоздают артисты, конечно, с помощью музыки, как и подобает музыкальному театру. А также некоторые знаковые экспонаты музея (самым ярким, на наш взгляд, будет финальный экспонат — ручка, которой президент подписал договор о воссоединении Крыма с Россией). Вспомнили приезд драматурга Бернарда Шоу, который свое 75-летие решил отметить в Москве и действительно посещал Музей революции. Эпизод сопроводили песней «Я танцевать хочу» из мюзикла «Моя прекрасная леди» (по «Пигмалиону», конечно же). Своеобразным символом войны стал заветный «Синий платочек», за который «строчит пулеметчик».

Насыщенная музыкальная канва наполнена не только песнями в исполнении хора и солистов, но и танцами. Еще бы! Стремительный локомотив технического прогресса лучше всего отразить в танце под свиридовское «Время, вперед!», а как эффектно выглядел рояль, который вдруг поднялся над сценой!

Кульминацией действия (как и истории СССР, судя по трактовке «Геликона») стал первый полет в космос. Вот уж где было представление на грани шоу. Всенародную радость на московских улицах воссоздали в стенах театра. Крики «Ура!», люди с красочными плакатами, прославляющими подвиг Гагарина, окружили зрителей, взрыв — и над залом рассыпались конфетти, но непростые! На одной стороне — портрет летчика-космонавта-героя, а на другой — слоган: «Мы первые!». На сцене развернулось танцевальное действие, центром которого стали два обруча, соединенные между собой, подобно капсуле космонавта (знающие люди поправят, что правильно ее называть спускаемый аппарат). В ней вращается человек, словно попавший в невесомость. Действие разворачивается на фоне «Увертюры» из фильма «Укрощение огня» Андрея Петрова — сложно себе представить музыку, подходящую лучше, чем эта. А затем над сценой воспарил космонавт. Зрелищно! Дыхание затаили все. Прозвучало знаменитое гагаринское «Поехали!». И мы действительно поехали на строительство БАМа, а дальше — стремительно в «лихие».

Вот уж где публика аплодировала громче всего, так это после пародийных частушек в исполнении типичных представителей 90-х годов — торговка китайскими тряпками, бомжеватого вида господин (возможно, уволенный с работы на заводе), красотка с броским макияжем в вызывающем наряде и «малиновый пиджак». Поругали «МММ» и заключили, что «Подвела нас, братия, эта демократия». Видимо, много в зале было тех, кто хорошо помнит эти времена и согласен с карикатурой на декаду — публика ликовала.

Финалом представления стал номер, посвященный 2014 году. Собственно, и экспозиция музея завершается на этом эпизоде из истории нашей страны. Кстати, в самом музее в этом зале экскурсию проводит робот Клиоша, а еще там можно совершить виртуальный полет на самолете над Крымским мостом.

Источник

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий